среда, 16 июля 2014 г.

Мастерство учителя: теория и практика

Увидев на проекте большое количество интересных отзывов на книгу "Мастерство учителя" Дуга Лемова, я решила, что мне очень нужно её прочитать! Спасибо +Maria Sonina и +Наталья Шанина за то, что пошли мне на встречу и поделились электронной публикацией, за которую я тут же взялась и изучила её вдоль и поперек :))
Сразу скажу, что мое мнение, возможно, далеко от профессионального, ведь я не учитель (хотя с детства мечтала им стать). Зато я считаю себя очень неравнодушным родителем и меня всегда привлекала психология и педагогика! А теперь, прибавив к этому многолетний опыт работы в бизнесе, весь этот "коктейль" интересов сподвиг меня создать образовательный проект по бизнес-ориентированному обучению детей и подростков. Поэтому книгу "Мастерство учителя" я оценивала с точки зрения практического применения к подготовке и проведению наших тренингов. В отличие от школы здесь у участников больше интереса и мотивации, а ожидания родителей - очень высоки.

Чем мне нравятся многие зарубежные издания, так это тем, что они более практичны и понятны, можно даже сказать - "разжёваны" :))) Мне, как самоучке, очень важно знать не просто "голую" теорию, но и практику применения, и тогда каждый приём из книги для меня становится конкретным инструментом. У Дуга Лемова все методики четко сгруппированы, даны реальные примеры, приводятся резюмирующие вопросы и задания, над которыми нужно поработать, и этот комплекс дает хорошую возможность закрепить полученные знания.  

В итоге, во время чтения я переписала и законспектировала все 49 приёмов, из которых я выделила те, которые мне сейчас подходят. Однако, я уверена, что каждая методика имеет свою ценность!

Планирование занятий - самая основная задача сейчас для меня, т.к. все программы курсов находятся на стадии формирования и обкатки, и для этого я собираюсь использовать 3 основные методики:
1. "Начинать с конца" - читая, я поняла, что не всегда сразу могу определить цели занятия, не потому что не знаю, а потому, что каждый раз хочу дать очень многое и тема сразу же "размывается". 
2. "Двойной план" - да, наверное, имеет смысл расписать план действий не только для себя, но и участников.
3. "Методика 4М" - определяет набор инструментов, которые всегда должны быть под рукой при планировании занятий.

Структурирование занятий - вторая ступень планирования, которая служит для организации этапов обучения и поступенчатого освоения материала. Для себя я выбрала 4 методики:
1. "Зацепка" - для тренинговых занятий это наиболее актуальная форма начала занятий, чтобы сразу же "подогреть" интерес к теме. Сюда же можно добавить игровые приемы - такие как "Вегас", "Вопрос-ответ", "Лапта".
2. "Назвать этапы" - да, наверное, нужно попробовать интересно назвать этапы занятия, чтобы оживить структуру тренинга. Сюда же добавлю "Вводную процедуру", без правил никак :)
3. "Практика, практика, практика" - здесь согласна на все 100%, в этом и есть смысл тренинга, чтобы обязательно потренироваться или, как в данном случае, попрактиковаться.
4. "Выходной билет" - да, отличный приём для закрепления материала.  

В главе "Воспитание характера и укрепление доверия" приводится основная психологическая составляющая занятий - это позитивный настрой, без которого успех не возможен, поэтому я принимаю для себя почти весь арсенал этих "позитивно-обрамляющих" методик! 

Еще очень понравилась методика "Все пишут" - согласна, что письменная информация лучше запоминается, а в тренинге уделяется совсем немного внимания фиксированию идей и мыслей на бумаге, а наверное надо бы :)

Про вторую часть книги много писать не буду, т.к. все мы здесь - фанаты чтения и каждый из нас, наверняка, уже использует многие инструменты в своей работе и жизни. Особенно нового я здесь для себя не нашла, но прочитала с интересом :)

А вот и последняя методика, которую мне нужно обязательно принять для себя - "Не оправдываться". И, если уж я взялась за такое важное и ответственное дело, то мне нужно обязательно верить в себя и нужность знаний, которые я несу детям. Уверена, что тогда у меня всё обязательно получится!!!

И Вам приятного чтения!

4 комментария:

  1. Вот так пост!!!! Оказывается, что книга нужна не только тем, кто учит в школе. Даже на курсах для серьезных взрослых тоже можно воспользоваться приемами и методами, описанными в книге. Неожиданно и здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, спасибо за поддержку!
      Только уточню, что мы организуем курсы для детей и подростков, так что очень близко к учительской теме :) А на занятиях обучаем жизненно-полезным и практическим навыкам - финансовая грамотность, основы бизнеса и предпринимательства, навыки самоорганизации и планирования. Вот такие у нас интересные курсы для серьёзных детей :)

      Удалить
  2. Катя, прочитала Ваш отзыв на одном дыхании сразу, как Вы его опубликовали, но только сейчас ненадолго добралась до приличного интернета - не могу не прокомментировать.
    Совсем недавно я немного писала о том, что рада тенденции: представители бизнеса приходят в образование не только с целью получения прибыли, но и для решения проблем, которые перед образованием стоят и которые бизнес, как работодатель, хорошо понимает. Вы - ещё одно подтверждение этому. А потому мне был очень интересен именно Ваш взгляд на книгу - именно с позиций бизнеса. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, большое спасибо Вам за поддержку!!! Действительно наступило время и желание поделиться бизнес-опытом, тем более, что у детей и подростков всегда много вопросов по поводу будущей карьеры и достижения успеха, так что буду стараться помочь им своими знаниями!

      Удалить